Магазин - АМВ  
 
       
 

Дисковые тормоза

Идея дискового тормоза проста. На втулке колеса слева, рядом со спицами закреплен стальной диск. С помощью достаточно примитивного устройства к вращающемуся диску справа и слева прижимаются колодки. Чем сильнее прижаты колодки, тем больше сила торможения. Вот, собственно и все )

Обода, кроме редких исключений, делают из алюминия и конструкторам приходится изощряться, подбирая для колодок хитрые композиции, которые не слишком сильно терли бы обод, но хорошо тормозили. Абразивные колодки сотрут обод мгновенно, а стальной диск может работать годами. Стальные диски обычно имеют диаметр от 140 до 220 мм.

Дисковые тормоза представленные на рынке относятся к одному из трех типов:

- Гидравлические (велосипед с гидравлическими дисковыми тормозами)

- Механические (велосипед с механическими дисковыми тормозами)

- Гибридные

Гидравлика. Устройство гидравлических тормозов таково: управляющий цилиндр с поршнем размещен в тормозной ручке на руле. Силовой цилиндр (могут быть и два) приводит в действие тормозные колодки. Соединены они специальным высокопрочным рукавом. Вся система герметична и заполнена тормозной жидкостью или минеральным маслом.

В подавляющем большинстве эти гидравлические системы не имеют расширительного бачка, поэтому ремонт и замена масла требуют навыка и, нередко, специальных инструментов.

Механика. Конструкция механических дисковых тормозов такова: как в обычном, (ви-брейк, кантилевер), трос тянет приводной рычаг, и простой механизм прижимает тормозные колодки к диску. Механизмы не слишком изощрены и разнообразны. Это или многозаходный ходовой винт, как в кран буксе домашнего водопровода, клин или кулачок. Клин и кулачок близкие родственники, только один перемещается, другой поворачивается вокруг оси. Трос и колодки совершают движение в разных, взаимно перпендикулярных плоскостях.

Гибриды. Гибридные тормоза сочетают механику и гидравлику. Трос, посредством рычага, воздействует на гидравлическую часть целиком расположенную в корпусе тормоза, и состоящую из двух цилиндров (управляющего и силового), и небольшого объема масла между ними.

Плюсы и минусы дисковых тормозов

Плюсы и минусы понятия относительные, плавающие. Дисковые тормоза можно сравнивать с другими типами тормозов, а можно между собой.

Тормоза вообще бывают: клещевые, кантеливерные, векторные, гидравлические ободные, роллерные. Все кроме роллерных воздействуют на обод колеса и носят, поэтому гордое название "ободных". Роллерные закреплены слева на втулке колеса, их принцип действия такой же, как у барабанных тормозов на любом авто или мото, разумеется, с некоторыми конструктивными отличиями. Появились они не так давно и должны были составить конкуренцию всем остальным, и в первую очередь дисковым, но слишком большой вес, габариты, несовместимость с большинством амортизационных вилок и возможность небольшого обратного вращения колеса при зажатом тормозе ограничили их применение группами "NEXAVE", "NEXUS" и соответствующими велосипедами.

Плюсы дисковых тормозов:

- больший коэффициент трения между абразивом и стальным диском по сравнению с трением колодки об алюминиевый обод;

- независимость от погодных и дорожных условий (не забиваются грязью и снегом);

- "вечные" обода;

- больший срок службы абразивных колодок и дисков;

- большая мощность торможения;

- нормальная работа тормоза при повреждении обода

- стальные диски в отличие от алюминиевых ободов не боятся сильного разогрева при торможении (важно в горных условиях);

- бОльшая точность дозирования тормозного усилия;

- реализован принцип "отрегулировал и забыл"

Минусы дисковых тормозов:

- высокая цена;

- вес (у некоторых моделей);

- ограниченная ремонтопригодность в полевых условиях (для гидравлики);

Какие же тормоза выбрать - обычные или дисковые?

При выборе велосипеда надо понимать, что дисковый тормоз дороже, чем V-brake, это означает, что он «съедает» от цены велосипеда засчет каких-то других компонентов. Иными словами за одну и ту же сумму, тот велосипед, на котором нет дисковых тормозов имеет лучшее оборудование, чем тот, который с дисковыми тормозами.

Конечно, дисковые тормоза - это несомненно движение вперед. Дисковые тормоза - более современные, чем ободные. Да, и внешне, пожалуй, ничто не сделает так привлекательным велосипед, как дисковые тормоза.

Поэтому мы считаем, что если позволяет бюджет, надо все-таки выбирать велосипед «на дисках».

Разница между тремя системами дисковых тормозов прямо следует из их конструктивных особенностей.

Гидравлические системы имеют пока явные преимущества, т. к. усилие передается с помощью несжимаемой жидкости; имеют минимум трущихся поверхностей; отсутствуют люфты; легко регулировать и дозировать тормозное усилие; быстрее отводят колодки от диска при отпускании тормозной рукоятки; большая мощность тормоза.

Механические дисковые тормоза уступают своим гидравлическим собратьям из-за наличия люфтов; трущихся поверхностей; упругости передаточных звеньев; повышенного износа. Для примера трос передающий усилие на задний тормоз имеет большую длину, трется о рубашку, постепенно вытягивается, слегка пружинит, меняет длину в зависимости от температуры.

Но механические системы имеют и неоспоримые преимущества: меньше цена, больше надежность, простота ремонта и обслуживания, даже в полевых условиях, возможность сопряжения с любой стандартной тормозной ручкой, при правильной смазке окружающая температура слабо влияет на работу тормоза, а масло в гидравлике зимой может застыть

Гибридные, по эксплуатационным характеристикам и надежности занимают промежуточное положение. Но они у нас получили крайне малое распространение.

Необходимо отметить, что дисковые тормоза выпускаются в разных версиях. Для "DH", параллельного слалома, фрирайда - более мощные, тяжелые, с дисками увеличенного диаметра, иногда "плавающими", нередко с 2х-поршневым суппортом, и кросс-кантрийные - облегченные, компактные.

Рекомендации по выбору той или иной системы дисковых тормозов

Если Вы не ограничены в средствах, занимаетесь спортом, экстримом, очень агрессивным туризмом в выходные дни недалеко от населенных пунктов, автомагистралей и железных дорог или просто гоняете со "свистом" по городу, то можно рекомендовать гидравлику.

Если средства Ваши ограничены, важна надежность и простота ремонта с минимумом затрат, если занимаетесь туризмом, особенно многодневным, живете далеко от сервисных центров - оптимальный выбор механические или гибридные тормоза.

Источник - www.velo.net.ua

Дата: Суббота, 01 Ноября 2008


Украинская Баннерная Сеть